На главную страницу Ассоциация гомеопатов Украины<br>Institutional Member of Liga Medicorum Homoeopathica Internationalis (LMHI)

Главной целью Ассоциации является содействие популяризации и совершенствованию гомеопатического метода лечения в Украине, информирование врачей различных специальностей, а также широких слоев населения о возможностях гомеопатии.

Новости
Ассоциация
Журнал "Вестник
гомеопатической медицины"
LMHI
Проекты
Обучение
Для специалистов
Для пациентов
Врачи
Аптеки
Центры
Нормативные акты
Компьютерные программы
Литература
Полезные ссылки
Гостевая книга

Врачебная практика

Киевская гомеопатическая школа
(В ознаменование семидесятилетия).

Попова Т.Д.
Украина, г. Киев

"Школа. Научное, литературно-художественное или общественно-политическое направление, обладающее теми или иными отличительными свойствами".
Толковый словарь русского языка
под редакцией Д.Н. Ушакова.

"Я хочу, любезный Франческо, сообщить Вам величайший секрет нашего мастерства. Вот он: нужно много трудиться и проливать пота в произведениях живописи для того, чтобы ценою большой работы и упражнения сделать вещь таким образом, чтобы она казалась, несмотря на такой труд, сделанной как бы с поспешностью, без малейшего усилия, с совершенной легкостью". Словно по рецепту великого художника работал в медицине основатель Киевской гомеопатической школы Демьян Владимирович Попов.

В 1925 году он окончил Одесский медицинский институт, и был направлен на работу хирургом в Кировоград.

"Гомеопатическая" биография доктора Попова началась с сельской больницы, куда он после Кировограда был послан в качестве хирурга, главного врача и начальника районного отдела здравоохранения. Это было начало тридцатых годов — время крайне тяжелое в Украине. Надо было искать средства помощи больным любыми путями. Пройдя через короткое увлечение разными способами лечения (фито— и райцтерапия, кровопускание, тибетская медицина), Демьян Владимирович вспомнил о гомеопатии, популярной в его студенческие годы в Одессе. Тогда же были приобретены литература — книги и журналы. К счастью, это оказались "Органон" Ганемана, лекарствоведения Шаретта и Нэша. Последняя книга осталась любимой Materia medica на всю жизнь.

В это время, уже будучи знакомым с основами гомеопатии, Демьян Владимирович, ранее посещавший больницу Боткина для усовершенствования в хирургии, побывал на собрании московских гомеопатов, где получил совет прибрести в Ленинграде аптечку для клинического применения гомеопатических лекарств в подведомственной ему больнице.

С этого момента начался его эксперимент по испытанию эффективности гомеопатического метода лечения. Буквально с первых же прописей (это были в основном шестые сотенные потенции) стало ясно, что метод эффективен и, что гомеопатические лекарства могут помочь даже в случаях, которые по прежним его убеждениям, подлежали хирургическому лечению. Тогда же он отметил, что гомеопатические лекарства вызывают обострения болезненных явлений, что еще более убедило его в их действенности. В дальнейшем лекарственные обострения стали для него ключом к разрешению многих теоретических проблем в гомеопатии. Таким образом, будущий основатель Киевской гомеопатической школы, проверил на практике значимость и истинность идей Самуэля Ганемана. Им руководил объективный критерий — эффективность гомеопатических лекарств в клинике.

При переезде в Киев, где в это время работали около 30 врачей-гомеопатов, исповедовавших преимущественно полипрогмазию, и пользовавшихся низкими потенциями, доктор Попов рассчитывал на организацию небольшого гомеопатического стационара, но коллеги не поддержали его в этом. Он стал работать гомеопатом в системе Красного креста. В это время он был уже сложившимся гомеопатом (за плечами четыре года применения гомеопатических лекарств в больнице), убежденным в значительном превосходстве гомеопатии над другими консервативными методами лечения. Демьян Владимирович следовал доктрине Ганемана, настойчиво изучал Materia medica и Materia morbi. Стационарные условия дали ему возможность, редко встречающуюся в биографии гомеопатов, ежедневно наблюдать за действием лекарств непосредственно у постели больного.

Он обладал прекрасной памятью, острой наблюдательностью, развитым ассоциативным мышлением, удивительной работоспособностью, склонностью к философскому осмыслению жизни. С киевской практикой связан его "переход" в зону высоких потенций, начиная с 30СН и кончая 10МСН. "Переход" осуществлялся очень медленно и продуманно, согласно любимому выражению Демьяна Владимировича — "Festina lente" — спеши медленно. Повышение потенций происходило под достаточно пристальным наблюдением на практике. Наиболее значимым инструментом такого контроля были лекарственные обострения.

Как это ни парадоксально, но значительная изолированность гомеопатов, а в более поздние времена и "полузапрет" метода способствовали формированию самого направления — Киевской гомеопатической школы.

В отличие от столичных коллег киевляне находились в административно более выгодном положении - контроль за их идеологическими "ошибками" осуществлялся менее жестко, чему, безусловно, способствовала и репутация Демьяна Владимировича как блестящего диагноста и "народного доктора". Очевидная эффективность лечения привлекала, как несметное количество пациентов, так и врачей, желающих познакомиться с гомеопатией. Одним из самых достоверных доказательств эффективности лечения является, как известно, длительный благоприятный катамнез, которому последователи Киевской школы являются ежедневными свидетелями до настоящего времени.

Можно смело утверждать, что д-ра Попова приглашали во все киевские клиники для консультации сложных больных. По просьбе коллег он многократно проводил с ними собеседования о гомеопатическом методе лечения. Постепенно образовался круг врачей, заинтересовавшихся гомеопатией. Они посещали практические приемы и собрания, на которых обсуждались теоретические и практические проблемы гомеопатии. Как правило, на этих собраниях врачи имели возможность проконсультировать своих пациентов у Демьяна Владимировича.

Благодаря практическим успехам метода, в первую очередь в лице д-ра Попова феноменом гомеопатии заинтересовались физики и другие ученые. Они разделяли его мнение о действенности высоких, так называемых нематериальных разведений лекарственных веществ. Выводы практики не противоречили теоретическим положениям современной физики. Так, например, в институте теоретической физики на международном конгрессе проблеме гомеопатии было отведено специальное секционное заседание.

Учениками д-ра Попова было прочитано огромное количество лекций о гомеопатии в самых различных учреждениях, как для врачей, так и для публики.

В этом году Киевскому направлению в гомеопатии исполняется 70 лет. 70 лет работы в едином ключе. Безусловно, под контролем практики вносилась и вносится коррекция в прописи, ассортимент медикаментов, ритм и длительность приема лекарств, но основные положения остаются незыблемыми. Демьяном Владимировичем и его учениками освоены гомеопатические лекарства, ранее редко применяемые в отечественной практике, введены новые, не входившие в гомеопатическую фармакопею лекарства. К примеру, Prednisolone, Testosteronum, Insulinum, Folliculinum, Penicillinum, Hirudo medicinalis и многие другие. Их внедрение стало возможным благодаря наличию этих лекарственных веществ в фармакопее.

Кредо Киевской гомеопатической школы заключается в следующем:
• Закон подобия — единственный основополагающий принцип гомеопатии (Similia similibus curantur). Без него нет гомеопатии. Лекарство избирается только по принципу подобия. Применение "малых доз" — не отдельный принцип, а следствие закона подобия.
• Принцип идентичности (Aequalia aequalibus curantur) — частный случай закона подобия и не может быть использован как универсальный закон.
• Главное руководство к нахождению подобия — Materia medica. Использование реперториумов, поисковых и компьютерных программ — вспомогательные методы для нахождения подобно действующего лекарства.
• Философией закона подобия является диалектика с основными принципами, восходящими от древней культуры Востока и античности к диалектическому материализму.
• Доза в гомеопатии ("большая и "малая") векторное, а не количественное понятие. Она не может быть названа "малой" или "большой" в зависимости от количества вещества или его потенции без объекта воздействия. В зависимости от чувствительности субъекта одна и та же потенция может выступать в роли, как "большой" и как "малой" дозы. Качество действия лекарства (направленность) зависит от характера исходного лекарственного вещества, видовой, индивидуальной чувствительности, которая может ситуационно изменяться (неустойчивое физиологическое состояние — период полового созревания, климакс, чрезмерное физические и психическое перенапряжение и т.д.). Само слово "доза" не является удачным выражением в рамках гомеопатии. В аллопатии оно резервировано для обозначения точно отмеренного количества вещества, чему есть соответствие в гомеопатии. Это — количество капель, крупинок, таблеток и других форм, рекомендуемое на прием.
• Философия болезней — теория миазмов Ганемана. Она дает возможность осмыслить совокупность болезненных явлений, оценить силы (резервы, жизненную силу) организма, прогнозировать результаты лечения — лечить рационально.
• Применение высоких разведений лекарственных веществ как наиболее специфически и фундаментально действующих, согласно мнению Ганемана о потенцирующем значении предложенного им способа приготовления лекарств.
• Повторение приема лекарств, а не однократное их применение в хронических случаях с ритмом, зависящим от свойства лекарства, его потенции, индивидуальности пациента, характера болезненных явлений и их локализации с тенденцией к более редкому ритму приема при положительной динамике в здоровье пациента.
• Признание равноправности всех имеющихся симптомов (соматических, психических, биографических) для нахождения эффективного лекарства.
• Главный критерий правильности лечения — улучшение общего самочувствия пациента. Обязательное соблюдение правила движения патологического процесса в выгодном направлении согласно законам Геринга.
• Признание ганемановских исследований лекарственных веществ основной моделью научных экспериментов в гомеопатии с учетом относительности определения "здоровый" и "больной" человек, а явление лекарственного обострения — наиболее значимым инструментом этих исследований. Понимание важности исследований на уровне объектов лечения, на людях — для терапии, на животных — для ветеринарии с осмотрительной экстраполяцией данных, полученных на объектах разных эволюционных уровней.
• Бережное отношение к традиционным гомеопатическим терминам, осторожность в перенесении общепринятых в медицине и биологии понятий в гомеопатию. Избежание необоснованного словотворчества и калек с иностранных языков в области гомеопатической терминологии.
• Признание необходимости статистики на популяционном, а не на нозологическом уровне для оценки эффективности гомеопатии.

В настоящее время существует великое множество школ — направлений в гомеопатии. По нашему мнению, далеко не все разногласия между ними нужно считать принципиальными. Осознание этого приведет к более благоприятному коллегиальному климату, а значит, послужит во славу гомеопатии.

Эти положения теории и практики Киевской гомеопатической школы, не претендуют на обладание абсолютной истиной. Однако 70 лет практики с высокой эффективностью — явление достойное внимания.

    Шеф-редактор сайта А.М. Дергачев
    2003 © Ассоциация гомеопатов Украины